Усманов и Фридман расставляют "сети" для "Связного"?
Мобильный оператор "Мегафон", принадлежащий USM Holding олигарха Алишера Усманова, начал спешный вывод своих товаров из сети "Связной" - в частности, переезд с крупного склада ритейлера в подмосковном Подольске.
В "Мегафоне" объясняют это опасностью блокировки товаров в случае ареста активов сети "Связной" - последняя находится в тяжелом положении из-за массовых исков и претензий кредиторов и контрагентов.
Однако за желанием людей Усманова вывеси товар могут стоять более прозаичные причины. Возможно, команда олигарха готовится к банальному разделу "Связного", который вот-вот рухнет под тяжестью своих проблем. Вывозя товар, они создают дополнительные проблемы ритейлеру, что может сказаться на его капитализации - а значит, и на цене возможной продажи.
Какая судьба может ждать "Связной" разбирался корреспондент The Moscow Post.
Новости по теме: «Щелковский» обманул академика. Обманут ли они следствие и суд в Орле?
Сеть "Связной" - один из крупнейших ритейлеров цифровой техники, в частности, смартфонов в РФ. В неё входят ООО "Сеть Связной", "Связной Трэвел", "Кукуруза". Мажоритарный владелец компании "Связной" - группа SLV Олега Малиса.
Последний консолидировал в своих руках контрольный пакет акций холдинга в феврале 2015 года, когда у сети все было отлично. Но коронавирус, затем текущий кризис явно подточили благополучие компании. При этом у "Мегафона" уже есть доли в "Связном", которые он, судя по всему, хочет увеличить, убрав с дороги других акционеров.
Номинальная структура владения выглядит так: 0,25% долей OOO "Сеть Связной" принадлежит "Синнамон Шор ЛТД." (Cinnamon Shore Ltd. - Виргинские Острова), 24,89% "Евросеть холдинг н.в" (Euroset Holding N.V. - Нидерланды), 5,61% АО "Группа компаний "Связной", 69,25% "Дтсретейл ЛТД" (DTS Retail Ltd - Кипр, в нем "МегаФон" владеет блокпакетом акций - 25% плюс 1 акция).
В результате копившихся проблем по состоянию на лето к сети "Связной" было подано в общей сложности 79 исков на общую сумму 14,26 млрд рублей от кредиторов, поставщиков, арендодателей, логистических компаний и прочих.
Всё это говорит об одном: скоро "Связной" может обанкротиться, и подвергнуться разделу со стороны "акул рынка", завязанных на продажу цифровой техники и предоставления телекоммуникационных услуг.
При этом компания остается весьма и весьма привлекательной в случае оздоровления финансов. По состоянию на 2021 год сеть имела активов на 78 млрд. рублей, выручка составила 105,5 млрд рублей. Компания даже показала небольшую прибыль, хотя несколько лет до этого демонстрировала убытки от 2 до 5 млрд рублей. Однако долги "догоняют" структуру: кредиторская задолженность 54 млрд рублей, по кредитам и займам - 18 млрд рублей.
Слетелись на добычу
В разделе может быть заинтересован не один Усманов, аналогичное желание можно предположить и у "Вымпелкома" (бренд "Билайн"), который входит в "Альфа Групп" предпринимателя Михаила Фридмана. У последнего сейчас тоже огромное количество проблем: ряд активов и средств были заморожены в результате западных санкций. Доля в "Связном" явно не станет для него лишней – да еще и по цене, ниже рыночной.
Поэтому неудивительно, что структуры Фридмана оказались в числе первых, кто подал иски к "Связному", когда проблемы последнего вылезли наружу. ПАО "Вымпел-Коммуникации" подало иск к "Связному" на 828 млн рублей - это задолженность по дилерскому договору, в соответствии с которым компания продавала абонентские контракты в торговых точках. Ранее такой контракт между "Билайном" и "Связным" был расторгнут - что также может говорить о подготовке "Выпелкома" к переделу структуры при ее банкротстве.
Среди прочих, сеть получила иски и от "Альфа-Банка" Фридмана на сумму более 6 млрд рублей - один из ключевых, который и может утопить структуру. Кроме того, ранее "Альфа-Банк" предъявил требования на сумму 6 млрд рублей к "материнскому" офшору DTS Retail, где есть доли "Мегафона". Т.е. столкновение с интересами Усманова становится практически неизбежным.
Новости по теме: Заявление на рекламщика Собчак написал лично Чемезов
Кроме них на сеть мог нацелиться "Совкомбанк" братьев Сергея и Дмитрия Хотимских. Структура пытается взыскать со "Связного" 2,5 млрд. рублей. Ранее об возможном интересе Хотимских и Фридмана к "Связному" писал The Moscow Post.
Алишер Усманов вполне мог и договориться с Фридманом о совместных действиях. Вывод товаров "Мегафона" со складов "Связного", да ещё сопровождаемый "подсветкой" в прессе, очень похож на стремление "утопить" ритейлера, с тем чтобы потом купить его дешевле рыночной стоимости. С учетом долгов - и вовсе за копейки, хотя сама сеть продаж "Связного" пока никуда не делась. Это лакомый актив.
Неудивительно, что еще в 2018 году Lefbord Investments Limited (структура оператора "Мегафон") запрашивала одобрение ФАС на приобретение АО "Связной" логистика и входящего в "Связной" ООО "Мобильный телекоммуникационный сервис".
Незадолго до этого "Мегафон" и группа Solvers Олега Малиса заявили, что ведут переговоры по объединению бизнесов "Связного" и "Евросети". В результате сделки оператор мог стать миноритарным акционером объединенной компании. Однако тогда сделка не состоялась. Поговаривают, что бизнесмены просто не сошлись в цене. А теперь для Усманова наступил идеальный момент, чтобы взять своё, и гораздо меньшими средствами.
Вспоминая "Евросеть"
Нынешняя ситуация очень напоминает то, что произошло с "Евросетью" - еще одним крупным цифровым ритейлером. В 2017 году компания была фактически разделена - и как раз между "Мегафоном" Усманова и "ВымпелКомом" Фридмана. Бренд и бизнес компании получил "МегаФон", а его партнер - половину салонов сети.
"Вымпелком" стал акционером "Евросети" в 2008 году - за долю 49,9% оператор заплатил $226 млн Александру Мамуту, который на тот момент являлся ее единственным владельцем. Компания планировала провести IPO на Лондонской фондовой бирже, но в 2011 году его отменили из-за низкого спроса со стороны инвесторов.
В 2012 году Александр Мамут продал оставшиеся 50,1% "Евросети" уже за $1,07 млрд: по 25% акций компании выкупили "Мегафон" и холдинг Garsdale, контролируемый USM Holding Алишера Усманова. Оставшиеся 0,1% приобрел "Вымпелком", таким образом доведя свою долю в "Евросети" до 50%. В 2014 году "Мегафон" реализовал опцион, в результате которого стал владельцем 50% ритейлера.
К слову, тогда основной владелец "Связного" Олег Малис говорил, что раздел Евросети позитивно отразится на рынке мобильной связи, он якобы станет более здоровым. Интересно, что он скажет теперь, если узнает, что Фридман и Усманов могут "оздоровить" рынок, "проглотив" его бизнес?
В этой ситуации для Малиса спокойная продажа долей может быть лучшим решением. Ведь можно вспомнить и о том, как сам Александр Мамут получил контроль над "Евросетью" еще до того, как её поделили вышеназванные олигархи. Мамут выкупил 100% долей структуры у нынешнего скандально известного резидента Лондона Евгения Чичваркина и его партнера Тимура Артемьева.
А незадолго до этого у него возникли проблемы, которые чуть позднее вылились в уголовное дело. В 2009 году следствие постановило привлечь Чичваркина к ответственности в качестве обвиняемого по делу о вымогательстве и похищении человека. Дело это многие считали заказным, а в качестве предполагаемой причины называлось усмирение Чичваркина, которого могли просто вынудить продать свою долю Мамуту.
Предложение, от которого нельзя отказаться
Как известно, из России Чичваркин сбежал в Лондон. В 2011 году уголовное дело в отношении него было прекращено - бизнес уже давно поделили, перспектив вернуть его у бизнесмена не было. Но возвращаться в Россию он опасается до сих пор.
Легко предположить, что, если Олег Малис и его партнеры будут рыпаться, у них тоже могут возникнуть проблемы уголовного порядка. И вряд ли Малис, помня судьбу "Евросети" и Чичваркина, захочет доводить до этого ситуацию.
Значит, на этом фоне мог остаться только один вопрос - цена бизнеса, которую называть будет уже не сам Малис. Возможно, "расторговка" идет уже сейчас, пока за закрытыми дверями, ведь в случае удовлетворения претензий хотя бы на 1 млрд рублей "Связной" ждет банкротство.
Можно допустить и второй вариант - с Малисом вообще могли решить не разговаривать, а просто утопить его в банкротных делах, после чего скупить активы по дешевке.
Григорий Дудник